Разновидность русского бильярда: Малая русская пирамида (71 очко)

Особенности бильярда "Малая русская пирамида"

«Малая русская пирамида» является одной из разновидностей русского бильярда, в котором необходим высокий уровень мастерства. В ней игрок использует один шар — биток. С его помощью он отправляет другие шары, имеющие обозначенные номера, в лузу. Перед ударом участник игры должен сказать, куда именно собирается бить. Без этого попадание игрового предмета в любую из луз является несоответствующим правилам.

Шары

В «пирамиде» участники применяют стандартный свод правил. Однако здесь имеются некоторые исключения. Целью партии является набрать 71 очко первым из участников встречи. В «пирамиде» используются 15 пронумерованных шаров. Биток обязан владеть отличиями от иных шаров в цветовой гамме.
Пронумерованные шары устанавливаются в треугольнике. Шар с цифрой один называется «туз» и владеет номинальным не одним баллом, а одиннадцатью.

Счёт

Если просуммировать цифры всех шаров, то получается 120 баллов. Однако в реальности очков на двадцать больше. Как уже упоминали, плюс десять баллов имеет первый шар. При этом к последнему в игре (вне зависимости от номинальной «стоимости») также прибавляется десять очков.
Начинающий игру устанавливает биток на участке площадки дальним от пирамиды до линии, которая проводится параллельно борту стола через первую точку. После того, как шар переходит эту линию, партия считается начатой. Отметим, что штраф в пять баллов даётся, если игрок только с третьего удара не может поразить пирамиду.

Как разбивать пирамиду

Существует несколько правильных способов разбивки пирамиды. Здесь многое зависит от опыта оппонента и состояния покрытия стола. Если игрок наносит удар с четвёртой места, то существует возможность того, что биток отрикошетит от шаров. Тогда пирамида не будет разбитой. Удар по третьей позиции позволяет «рассыпать» шары по площадке намного лучше, чем благодаря вышеуказанному удару. Соответственно с первой позиции является самым сильным в разбивке начального положения шаров.

Стоит помнить, если оппонент мастеровитее вас, то логичнее начинать партию как указано на изображении. Удар необходимо рассчитывать таким образом, чтобы биток дотронулся до крайних шаров и отрикошетил о борт, а затем вернулся домой. Когда вы не знаете друг друга, то попробуйте рискнуть. Здесь есть возможность попробовать удар в лоб с оттяжкой. Однако помните, что при более сильном сопернике, такой способ начала партии может стать фатальным.

Заказ

В «пирамиде» используют два принципа правил. Первый из них имеет название «шар в лузу». В нём участник игры предварительно называет номер шара и лузу, однако не сообщает как собирается положить туда предмет игры.
Второй вид правил имеет название «по чистому назначению». Здесь участник называет не только номер шара и нахождение лузы, но и оглашает приём, при помощи которого будет совершать удар. Разрешают любой комбинированный заказ, не ограничивающийся числом шаров. В исполнении подобной комбинации удар битком в шар от борта не является обязательным для исполнения. Если игрок огласил свой заказ запутанно и неясно, то арбитр имеется право не принимать комбинацию либо не дозволять её произвести. Отметим, что если на площадке помимо битка остался один шар, то заказ делать не нужно.

Как мы уже говорили, перед ударом игрок оглашает свой заказ судье. Это должно происходить в ясной и чёткой форме. До удара объявленный заказ может изменять. Однако после этого корректировать его по правилам нельзя. Если участник партии ударом исполняет заказ, то арбитр засчитывает его.

Выставка шаров

На заднюю отметку выставляют шары, которые оказались забиты вне правил.

Штрафные санкции

Игроки наказываются штрафными санкциями в ниже перечисленных случаях:

  • при неудачном ударе, когда биток не задевает ни одни из шаров;
  • если биток попадает в лузу;
  • если биток оказывается за пределами площадки;
  • если участник игры касается шара кием либо иным предметом во время проведения партии;
  • если участник ударил не своим битком;
  • если участник игры ударим турником либо ребром кия;
  • если шары не успели остановиться после предыдущего удара, а игрок уже предпринял новый;
  • если участник игры произвёл удар не на территории "дома", а с диаметральной стороны. Перед ударом можно спросить у судьи, откуда именно производить удар.

Во всех вышеупомянутых моментах игрок штрафуется пятью баллами. Отметим, что они отнимаются из суммы набранных очков и отравляются на счёт оппонента.

Если оштрафованный игрок не будет иметь ни одного результативного удара, то оппоненту необходимо набрать уже не 71 балл, а меньше. При этом отнимается сумма штрафных очков. К примеру, если игрок получил десять штрафных очков, то для победы сопернику необходимо набрать не менее 61 очка.

Стоит помнить, что если игрок одновременно нарушил сразу несколько правил, то всё равно с его счёта списывается пять очков. Здесь штрафные баллы не суммируются. К примеру, если участник партии прикоснулся кием к шару и его биток оказался в лузе, то он получается не десять баллов санкций, а всего пять.

При любом оштрафованном ударе шар, попавший в лузу, арбитрами не учитывается за правильный. После этого он устанавливается обратно на стол. Если игрок использовал чужой шар, то на него в соответствии с правилами налагаются штрафные санкции.

Случается такое, что соперник играет не собственным шаром, игнорируя поправки арбитра. Поэтому рефери может возвращать старое положение на площадке.