Правила игры в "Снукер"

Более сложной, в сравнении с популярными среди многих бильярдистов «американкой» и «пирамидой», стала игра, придуманная в Индии в конце 19-го века. Характерной особенностью является то, что заинтересованность в ней вызывают движения шаров больше самого выигрыша.

Немного истории

Снукерами именовали ранее курсантов-первокурсников, не имевших жизненного навыка. В одной из игр представителем офицерского состава Н. Чемберленом так был назван игрок, не понимающий, как решить затруднительную позицию: забить цветной шар, находящийся за другими шарами. Именно это положение и получило название «снукер».

После этого игра переместилась на Туманный Альбион, но не получила особого распространения, пока в 20-х годах прошлого века Джо Девисом не были усложнены игровые правила: он добавил возможность контролировать биток и оценил шары. Популярность у «снукера» появилась в 60-е годы 20-го века. Определяющее значение в популяризации оказало появление ТВ и бильярдисты Риардон и Спенсер, разъезжавшие по Великобритании, проводя демонстрационные игры.

Затем «снукер» начал развиваться в качестве спортивной дисциплины: стали проводить турниры, победителей награждали ценными призами, что позволило привлечь в ряды почитателей новых приверженцев игры. В 1980–1981 гг. Стив Дэйвис завоевал первенство чемпионата Англии. Он усовершенствовал игру, а затем одержал победу на мировом чемпионате.

Вскоре игра вышла за пределы Англии, снукером начали увлекаться в Японии, Китае, США. В 1973 г. произошло основание Международной организации бильярда и «снукера», а с 1985 г. она выполняет функции управления.

Основные представления

Игру «снукер» проводят на стандартном столе для бильярда. В игре задействованы 22 шара: 15 красного цвета, 6 цветных и 1 биток (белый). Несколько игроков могут играть на одном столе, придерживаясь очереди: если участником не набрано очков, достаточных для выигрыша, игру продолжает следующий партнер.

Оценка шаров производится так: 15 красных — по 1-му очку, желтый — 2, зеленый — 3, коричневый − 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7. Белый шар - биток, им разрешено бить по другим шарам.

Для проведения «снукера» проводится подготовка к игре стола:

  • На одной из половин стола через среднюю линию мелком и линейкой прочерчивают достаточно толстую линию;
  • Полукругом отмечают зону «дома». Радиус составляет 1/3 расстояния от линии до узкого края стола.

Расположение шаров выполняют по рисунку.

Примерный порядок игры

Разбивая пирамиду, у игрока имеется право поставить биток в домашней зоне, выбрав любое положение и определившись, с какой позиции ему проще бить. Выполняя стартовый удар, ему надо сыграть только красный шар: если он заденет иной, то засчитывается ошибка и спишутся очки с учетом оценки затронутого шара.

Важно, чтобы первым ударом была нарушена пирамида и создано положение, когда биток находится подальше от неё, что позволит усложнить позицию для очередного участника. Шары забиваются в любую из луз. Забитый красный шар оценивается в одно очко. После этого у бильярдиста имеется право на удар шара любого цвета, кроме красных и битка.

Следует знать: красный шар забивается перед каждым шаром другого цвета. Иногда игровой процесс усложняется: после красного шара необходимо забивать только цветной шар. Применение такой тактики дает возможность получать «крупные серии», выражающиеся в сумме полученных очков за один подход. Красный шар, забитый в лузу, больше не принимает участия в игре.

До момента, пока имеется хотя бы один красный шар, разноцветные шары разрешено забивать в любой очередности, но только после красного шара.

В этот момент игры забитые разноцветные шары следует выставлять в тех местах стола, где они были расположены на старте. Если место окажется занятым иным шаром, то цветной шар следует выставлять на верхнюю точку. Первая половина игры считается законченной, когда все красные шары были забиты.

Кульминация игры

Относительно цветных шаров на данном этапе игры правила ужесточаются: их следует забивать по стоимости, начиная с шара желтого цвета. Если они были забиты с соблюдением такой очередности, то они в игре уже не используются. Но при совершении неверного удара цветной шар следует выставить на его основное место.

В случае, если останутся "последний черный" и биток, игра близится к окончанию. Бывают ситуации, когда партнеры имеют одинаковое число очков, поэтому исход игры может решить черный шар в семь очков. Если разыгран «последний черный» или допущена ошибка, игру заканчивают.

Иногда возможна ничья. Тогда проводится повторный розыгрыш «последнего черного», который будет выставлен на предназначенное для него место, и по нему проводят удар битком из дома.

Искусные мастера бильярда, демонстрируя зрелищную игру, не просто забивают шары, но стараются выполнять маневры битком по всей плоскости стола. При этом может быть выставлен «снукер». Это является кульминационным моментом игры, ее идеей, давшей название: «снукер» — ловушка, преодолеть её доступно игроку, обладающему выдержкой и осторожностью. «Снукер» представляет собой позицию, когда у битка нет возможности достать шар: он либо «замазан», либо скрыт другими шарами.

Однако шанс выиграть все же имеется. Спасти может меткий удар от борта. Применяя популярные в бильярде приемы — боковик или срезку и др., в «снукере» практикуют такой удар, как оттяжка. Игрок высокого класса может выполнить удар так, что биток двигается не по прямой, а по дуге.

Ошибки в игровом процессе

  • Минимальный штраф 4 очка. Он может быть получен за допущенное касание шара другими частями кия, кроме конца;
  • Когда биток после того, как забит шар, попадает в лузу – считают ошибкой, штраф 4 очка;
  • При определении баллов штрафа принимается предельная величина очков по оценке шаров;
  • Если игрок ударяет по нужному шару, а в лузу скатывается шар другого цвета, это не является ошибкой, очки не снимаются, а шар попадает на стол;
  • В случае выставления «снукера» при зачете бильярдисту ошибки, у следующего игрока имеется право объявления «свободного шара»: любой шар на столе может выполнять роль закрытого.

Рекомендации опытных игроков

Следует предостеречь игроков от применения удара, не пользующегося уважением среди профи: при праве назвать шар свободным, не следует выставлять «снукер» за объявленным к удару шаром. Это может дать игрокам шанс отыграться, либо его могут посчитать ошибкой.

1Продолжительность партии при игре специалистов составляет около 20 минут, для любителей - до 30 минут.

Любители бильярда высокого класса прикладывают усилия, чтобы заработать 100 очков. Отмечено, что проводить набор крупных серий результативнее на первоначальном этапе игры, когда на поле имеется много красных шаров, а цветные возможно укладывать неоднократно.

Игроки в «снукер», обладающие большим опытом, провели подсчет и установили, что максимальным количеством заработанных за серию очков является 155. Однако, следует иметь достаточный опыт и обладать большим искусством, чтобы постараться набрать хотя бы сто очков в серии.